Главная » Статьи » О Давиде Ойстрахе

К 100-летию Д.Ойстраха
Царь Давид и его учитель
 


Автор фото: Светлана Лехтман, «24»
Соломон родил Петра. Петр – школу. Школа – гения. 30 сентября весь музыкальный мир отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося скрипача Давида Ойстраха, ученика Петра Соломоновича Столярского. В России, Эстонии и в Украине проходят фестивали в честь виртуоза.

Родина Ойстраха проводит уже II международный фестиваль «Дни Ойстраха в Одессе». Сегодня, в день рождения «царя Давида», как называли Ойстраха, в филармонии состоится гала-концерт, на котором выступит ученик маэстро, заслуженный артист России Виктор Пикайзен. Фестиваль благотворительный. Цель – сбор денег на памятник виртуозу. А то улица Ойстраха в Одессе есть, причем, как говорят южане, ее состояние «ой-страх!», памятная доска на доме, где жил скрипач висит, а вот памятник до сих пор не установлен. Между тем он уже тоже есть, но пока томится в Киеве. На днях одесские власти выдели место под монумент. В скором времени двухметровый бронзовый Давид со скрипкой будет возвышаться на Театральной площади возле Театра оперы и балета.

ВЫМЕЧТАННЫЙ ГЕНИЙ
И это справедливо. Ведь Давид Ойстрах вырос в этом театре – здесь в хоре оперного пела его мама, а в оркестре играл его первый и единственный учитель музыки Петр Соломонович Столярский. Можно сказать, что Столярский вымечтал себе воспитанника. «Он с нетерпением ждал, когда Додику исполнится пять лет, чтобы дать ему в руки скрипку», – рассказывает профессор одесской консерватории, глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера Юрий Дикий.

Сам Ойстрах вспоминал: «Мне было три с половиной года, когда отец принес в дом игрушечную скрипочку, «играя» на которой, я воображал себя уличным музыкантом… Мне казалось, что нет большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой». Столярский отмечал, что его ученик имел «блестящие способности». Впрочем, как говорят в Одессе, Додик был «еще тот мальчик». Когда ему надоедало играть, он подрезал струны на инструменте.

В 1928 году Ойстрах переехал в Москву. Расстояние на отношения с учителем не повлияло. «Они всегда были самые нежные, – вспоминает Давид Сипитинер, последний ученик Столярского и старейший дирижер Украины, вот уже 55 лет работающий за пультом Одесского оперного театра. – В годы Великой Отечественной Столярский был эвакуирован в Свердловск, жил в страшной нищете, тяжело пережил смерть жены. К нему приехал Давид, утешал».

Во время войны Ойстрах выступал на фронтах и в блокадном Ленинграде. После войны много гастролировал, стал лауреатом всевозможных конкурсов и обладателем престижных наград. Ойстраха называли послом культуры Советского Союза на Западе.

«ШКОЛА ИМЕНИ МЕНЕ»
Именно так в Одессе называли школу Столярского. Родился Петр Соломонович в городе Липовце Киевской губернии. Его отец был клейзмером, то есть еврейским музыкантом. Родной язык – идиш. По-русски он всю жизнь говорил с ошибками. Как-то на приеме в Кремле маэстро поблагодарил за создание в Одессе первой в СССР специальной детской музыкальной школы-интерната «товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки».

Тысячи родителей мечтали устроить свое чадо в эту школу. Пытку скрипкой прошел в детстве и Исаак Бабель. Он, правда, при каждом удобном случае менял смычок на книгу. «Если у человека рука не хочет смычок, то к чему его туда впихнуть», – сказал отцу «двоечника» Столярский и Бабеля оставили в покое. Через много лет он написал рассказ «Пробуждение», в котором под видом учителя музыки Загурского вывел Петра Соломоновича.

Одесситы вспоминают, что Столярский мог на улице подойти к женщине с малышом, осмотреть его пальцы, проверить слух. В случае одобрения приглашал в школу. В противном говорил: «Мадам, вы можете жить спокойно».

Триумф он пережил в 1937-м. Тогда на престижном Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал Давид Ойстрах, а все призовые места и лауреатские звания получили еще шестеро его учеников. «Меня, как и всех других (Давидов), он звал Додиком, – вспоминает Сипитинер, – Давид у него был только один – Ойстрах».

ТРЕБУЕТСЯ УЧИТЕЛЬ
В Одессе есть и школа Столярского, и консерватория, но специалисты отмечают угасание отечественной музыкальной культуры. Положение дел отражает анекдот: что такое австрийская консерватория? Это когда украинские скрипачи обучают китайских студенток.

По словам Курылива, лучшие отечественные музыкальные педагоги работают не в Украине. «В последние лет 20 советская скрипичная школа переместилась в Европу, – говорит Игорь Курылив, организатор Дней Ойстраха в Одессе. – Мы много потеряли. Теперь просто блестяще играют азиаты, которые научены бывшими советскими педагогами. При этом они владеют потрясающими инструментами. На один из конкурсов в Одессу прибыло сразу четыре скрипки Страдивари, две скрипки Гварнери, Паганини…»
Улучшить ситуацию, считает Юрий Дикий, могло бы внимание властей. «Когда первое лицо интересуется, интересуются все. Дюк де Ришелье, Михаил Воронцов, прежние правители Одессы понимали, что просвещение есть процветание, а не наоборот – политика, экономика, а потом все остальное, – говорит профессор. – Одесской скрипичной школы сейчас по сути нет, но ведь таланты у нас по-прежнему есть – нужны преподаватели».

Легенда о Столярском
В 1937 году был арестован один из учеников Столярского. К Петру Соломоновичу
нагрянуло НКВД.
- Гражданин Столярский, не имел ли ваш ученик связей с немцами?
- Да, он связан с немцами.
- Вы можете назвать фамилии?
- Запишите, список большой. Сначала он имел связи с Брамсом, потом были Шуберт и Шуман, но это так, мелочи. А вот Бах – это был главный!

История об Ойстрахе
Старые одесситы любят вспоминать, как однажды после выступления Давида Ойстраха зал скандировал: «Ой-страх! Ой-страх!». Когда на смену виртуозу вышел бездарный музыкант, публика кричала: «Ой, ужас! Ой, ужас!».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Исаак Стерн, скрипач:
«На сцене Ойстрах производил впечатление колосса, его ноги крепко стояли на земле, он гордо держал скрипку, творя музыку, изливавшуюся в бесконечном потоке красоты и изящества».

Леонид Утесов, музыкант, актер:
«Какой олух утверждает, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер запустил в Одессе Столярский. Но это была не фабрика машин, а фабрика бриллиантов. Вы мне не верите? Так станьте возле того дурного автомобиля Форда и пять минут послушайте, как он звучит, а потом полминуты послушайте скрипочку Яши Хейфеца, и вы поймете, в чем разница. Я не про звучание – об этом смешно говорить. Я про фамилии – Форд и Хейфец – ну, что вам ласкает слух? Вот!»

Автор: Светлана Лехтман, Одесса
Категория: О Давиде Ойстрахе | Добавил: stokrotka (04.02.2013) | Автор: Светлана Лехтман
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]