Главная » Статьи » Л.Н. Гинзбург

Вспоминая Людмилу Гинзбург

Она была из плеяды великих одесских педагогов-музыкантов. Ее искусство восторженно принимали слушатели и злобно осуждали «прокуроры от методики» (вспомним блестящее словцо Генриха Нейгауза!). Людмила Гинзбург ушла из жизни пять лет назад. Как сообщалось («ВО» 19.01), 16 января нынешнего года Одесса отметила ее девяностолетие.

ПЕРВЫЙ ПОСМЕРТНЫЙ юбилей — серьезное испытание. Испытание драматическое для окружения великого человека: ведь сколь многие — подобно бетховенскому секретарю Антону Шиндлеру, — готовы после смерти творца начертать на своих визитках: «друг Бетховена», — не будучи при жизни замеченными в дружеских чувствах... И сколь многие стремятся в юбилейном елее утопить истинный образ артиста и человека — образ а priori противоречивый, не сводимый к привычным житейским меркам.Об искусстве Людмилы Гинзбург мы беседуем с одним из ближайших ее учеников, профессором Одесской музыкальной академии Юрием Диким.

— На небосклоне отечественного пианизма ХХ столетия, говорит Юрий Борисович, — имя ее не меркнет рядом со звездными именами Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера. Она входила в эту когорту гениальных музыкантов по праву своего ярчайшего таланта, по праву наследницы традиций великого Генриха Нейгауза. Это — ключевая фигура в биографии Людмилы Наумовны. Но не только; вспомним, что Святослав Рихтер говорил: «Моими учителями были Вагнер, папа и Нейгауз». И Владимир Горовиц, никогда у Нейгауза не учившийся, называл его — наряду с Феликсом Блюменфельдом — своим учителем...Становление художественного таланта Людмилы Гинзбург можно в какой-то степени уподобить творческой судьбе самого Генриха Нейгауза. И здесь, и там было постоянное стремление взрывать стереотипы, выходить за пределы цехового ремесленнического кодекса, за пределы «правильных» установлений и общепринятых норм.К сожалению, сейчас мы весьма редко говорим о творческой составляющей профессии педагога-музыканта — само понятие творчества чаще используется в отношении композиторов или исполнителей. Вместе с тем вся жизнь Людмилы Гинзбург в музыке была и остается образцом каждодневного, непрестанного творчества именно на педагогическом поприще. И здесь уместно вспомнить слова знаменитого киевского фортепианного педагога Владимира Пухальского (у которого одно время занимался Горовиц). На мой взгляд, эти слова могли бы послужить девизом педагогической деятельности Людмилы Гинзбург: «О педагоге следует судить по тому, как играют его ученики через 10-15 лет после занятий с ним. Я не готовлю к сегодняшнему или завтрашнему выступлению, я готовлю вас к жизни, ставлю вас на рельсы, по которым вы сумеете ехать вперед, куда сами захотите, до конца ваших дней...»Вспомним, сколь разные ипостаси пианистического искусства представлены в фигурах учеников Людмилы Наумовны: Сергей Терентьев и Владимир Саксонский, Анатолий Зелинский и Людмила Марцевич, Александр Гончаров и Анатолий Повзун...

— Об игре Владимира Горовица однажды было сказано: «В ней слышится ласковость южно-русской речи»... Видимо, не случайно на юге России, в нынешней Украине возникли крупные очаги пианистической культуры — Киев, Елисаветград (Кировоград), Одесса... Специфика южной фортепианной школы — заметна ли она в творчестве Л. Гинзбург?

— Думаю, здесь следует говорить о некоей гео- и социокультурной проблематике. Не только особый певучий склад языка (что, безусловно, влияет на манеру инструментального интонирования), но и особый дух свободы, присущий Одессе, сформировал творческий характер великой пианистки. Ей была свойственна высшая толерантность — в жизни и в искусстве. Дух европейскости и просвещенчества — также родовые признаки нашего города — были явственно ощутимы в ее творчестве.

Патриотизм Людмилы Гинзбург был непоказным. Самый приезд ее в Одессу в 1946 году, по окончании ассистентуры-стажировки в Московской консерватории у Генриха Нейгауза, был (как теперь можно понять) творческим подвигом. Останься она в Москве — без сомнения, имя ее гремело бы по всей стране не меньше, нежели имена других учеников Нейгауза. Очевидно, возобладала любовь к родному городу, благодарная привязанность к родителям (которые, не будучи музыкантами, были талантливы, как говорила Людмила Наумовна, в воспитании детей, — здесь опять-таки исконно одесская черта: знаменитые наши мамы с их вундеркиндами)...

— Можно ли сказать, что педагогический талант Людмилы Наумовны рождался благодаря этой ауре?

— Несомненно, он был проявлением особого, педагогически-родительского, дара. Ее занятия были свободны от педантизма и «регулярности» в школярском понимании слова. Это была неповторимая атмосфера творческого полета, которая приподнимала каждого молодого музыканта. Меня по сей день не покидает ощущение «живого Нейгауза» — чувство, которое царило в классе Людмилы Наумовны. Это был особый дух романтического пианизма, дух сотворения музыкального текста «здесь и сейчас»...

— Извечная для искусства дилемма — консерваторы и новаторы, академисты-прагматики и романтики, — как она отразилась на вашей судьбе?

— В класс Людмилы Наумовны я попал из школы имени Столярского, где занимался у прекрасного педагога Григория Бучинского. У него же хотел учиться и в консерватории. Но тогдашний ректор ее Василий Повзун и композитор Константин Данькевич (дальний родственник нашей семьи) настояли на поступлении моем в класс Людмилы Гинзбург. Видимо, музыкантская интуиция подсказала им этот, как теперь понимаю, единственно верный путь. Первый же урок у Людмилы Наумовны — первый этюд Шопена — стал для меня откровением. Это было живое дыхание музыки, дух педагогики, освобожденной от оков академизма и традиционализма. Это был тот дух творческой свободы, который царил и в интерпретаторском искусстве Людмилы Гинзбург — в ее незабываемых исполнениях Пятого фортепианного концерта Бетховена, рахманиновских «Вариаций на тему Паганини», баховских и григовских опусов. Все это навсегда останется в сокровищнице пианистического искусства Одессы.

Интервью вела Марина ГАЛУШКО.

Поездка класса Л. Н. Гинзбург с концертами по городам Украины, 1965 год, Днепропетровск. Слева направо: Ю. Дикий, С. Терентьев, Людмила Наумовна Гинзбург; справа — ее ученицы Е. Борисова, С. Киселева, Н. Холодкова.

Категория: Л.Н. Гинзбург | Добавил: padre_gabriel (13.01.2014)
Просмотров: 1149 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
Яндекс.Погода
Статистика